«И пошли нам кончину мирную, непостыдную»

На каждом богослужении просим об этом, просим и в домашней молитве. Просим, а задумываемся ли, что такое «христианская кончина живота», мирная и непостыдная? Думается, что и не всякий верующий об этом думает, а среди неверующих вообще не принято говорить и размышлять о смерти. Не раз приходилось слышать: «Когда еще она будет, надо жить сегодняшним днем.» А между тем, смерть не минует никого: рождаясь, человек делает уже шаг к смерти. Какой будет эта будущая смерть, удостоится ли рожденный ныне, жизни в Царстве Небесном с Богом или пойдет в муку вечную с дьяволом и падшими духами? Это зависит от его земной жизни. Когда смерть придет, никто не знает, и это спасительно, потому что дает возможность трудиться для жизни вечной уже сегодня, не откладывая на будущее время. А то ведь как бывает с обычными делами: успею, время терпит. И оставляем все напоследок. С приготовлением к жизни вечной это невозможно: каждый день должен быть трудом для Вечности. Ибо кто знает, проснется ли он завтра, ложась спать сегодня? Вспоминается пронзительное чувство, испытанное в 1996 году. Тогда я приняла на дежурстве тяжелую больную, которую сразу отправила в реанимацию.

Было трудное положение с некоторыми лекарствами, приходилось покупать кое-что самим больным, пришлось спросить и у той больной, сможет ли она поручить кому-нибудь приобрести лекарство. Она сказала мне в ответ, что она «женщина состоятельная», может позволить себе это, и лекарство купят. Я пообещала навестить ее часа через два, как освобожусь от дел, пришла к ней через полтора часа – в палате не было ни больной, ни ее кровати. Она умерла. Вот здесь и пронзило это чувство: и «состоятельность» ни при чем, все осталось. И это так. Недаром говорят «у гроба карманов нет», и «не копите богатство земное, копите богатство небесное», то есть богатство души. Ибо в чем застанет Господь, в том и судит, и никакие звания, земные приобретения не будут спасительны – они не имеют ценности.

К этому разговору меня побудил недавно прочитанный мной доклад о работе ХОСПИСА. С каким напряженным вниманием слушала аудитория рассказ о духовном аспекте работы в хосписе. Я рассказывала о духовном попечении больных и о том, какие впечатления вынесла из этих наблюдений. То, о чем я говорила, прозвучало, наверно, впервые в медицинской  аудитории –в годы безбожной советской власти говорить об этом не всякий бы рискнул – неизвестно, чем бы закончился этот доклад поэтому тема смерти, умирания, подготовки к ней и не затрагивалась и сказанное в докладе конечно, поразило слушавших. А говорила я вот о чем. В хоспис поступают, как правило, неизлечимые больные, которые рано или поздно умирают. Есть среди них готовые к смерти люди, обычно верующие, а есть не допускающие и мысли о ней, до последнего сопротивляющиеся неизбежному, из-за этого не имеющие мира в душе, часто впадающие в депрессию или угнетенное состояние. С такими людьми трудно общаться и медикам, и родным. Что мы наблюдаем на практике? За время пребывания у нас многие духовно изменяются, происходят такие изменения в душе, что люди сами удивляются. Приходит понимание важности духовного попечения и приближения к Богу перед уходом из жизни. Например, вспоминается одна 53-летняя женщина, которая впервые попав в отделение и увидев в палате иконы, весь день пролежала, укрывшись с головой под одеялом (как она потом сама говорила –испугалась) Постепенно чувство это прошло, появилось доверие к персоналу, а главное –пришло покаяние с соделанных грехах. Она исповедовалась перед священником, причастилась Тела и Крови Христа, примирилась с родственниками и ушла из жизни с миром, несмотря на тяжесть заболевания. Другой больной 56 лет, бывший следователь, очень сильный и волевой в жизни, когда его сломила болезнь, очень упал духом. С ним также проводились духовные беседы, но цель не была полностью достигнута –он не захотел исповеди перед священником, в его больном сердечке так и не родилось чувство покаяния, всей тяжести последствий соделанных грехов. Такое трудное борение он испытывал: «Я хоть Бога и не отвергаю, но принципами тоже не поступлюсь, ведь я был коммунистом». Он так и не смог понять для чего он родился на свет и это очень печально. Смерть, как завершение жизни, очень важный момент в жизни каждого человека. Нас многое удерживает на земле: родственные связи, не отданные долги, обиды, гнев, злопамятство и т.д. Почему человек с чистой совестью умирает легко? Потому что на земле его ничего уже не держит: он всех простил, сам попросил прощения у всех. А если совесть не чиста, нет покоя такой душе, и человек до последнего цепляется за жизнь, не в силах расстаться с нею.

Вера – лучшая психотерапия от страха смерти. Мы привыкли относиться к смерти, как к чему-то ужасному, но смерть может быть достойной и желанной. И такая смерть делает человека удивительно прекрасным. Мне вспоминается одна старушка лет 80, которая после Таинств Соборования и Причастия повернулась на левый бок, лицом к стенке, и больше ни с кем не вступала в общение – она готовилась к исходу из жизни и встрече с Богом. Вспоминается и другая старушка 83 лет с библейским именем Рахиль, которая умирала в присутствии многочисленных родственников, у которых попросила прощения, которых сама простила. Трепетно было наблюдать за свершением таинства смерти. Это был ее последний урок детям и внукам. Но вспоминается и 75-летняя Анна, которая две недели хотела умереть, но это произошло только после того, как мы смогли отыскать ее дочь, с которой они были в длительной ссоре, и после ухода дочери через 15 минут после примирения она умерла спокойно. Вспоминается 60-летняя женщина, которая поступила к нам некрещеной и не захотела принять Таинства Крещения. Перед смертью впала в выраженный психоз. Думаю, что причиной психоза было следствие общения с экстрасенсом, которого без нашего ведома из своих лучших побуждений привела дочь больной. Эта женщина тяжело уходила из жизни.

За прошедший год работы отделения мы увидели благотворность духовной помощи. Мы приглашаем в отделение священника раз в 10-14 дней и больные после Исповеди причащаются Тела и Крови Христа. Иногда зовем священника и для единственного больного, если больной близок к смерти, и такое желание было высказано. За год в отделении крестились пять человек в возрасте 50, 60, 62, 71 и 77 лет. Крещение совершалось по искреннему желанию больных и при полном понимании важности события. Мы видели также, что у больных перед смертью появляются видения духовного мира, то есть все, о чем пишут в духовной литературе –правда.

Вот несколько наблюдений о благотворном влиянии веры.

50-летний больной был доставлен на носилках в тяжелом состоянии, с нарушением речи и глотания, с правосторонних параличей. С начала болезни начал ходить в храм, к моменту поступления в отделение знал, что такое Исповедь и Причастие, и несколько раз причащался Таинств Христовых. С каким нетерпением он ждал первого Причастия в отделении, которое состоялось через неделю. После этого великого Таинства на 2й день он сел в постели. На 3й попытался ходить из палаты с ходунками и вышел из палаты посидеть в коридор. К концу недели он рискнул ходить без ходунков, восстановились речь и глотание. Надо было видеть радость больного и его жены! Это было похоже на чудо. Через две недели я даже усомнилась в диагнозе и провела дополнительное исследование. К сожалению, ошибки в диагнозе не было. Но улучшение состояния состояния было зримым. Больной с радостью встретил возвращение солнца после полярной ночи, которого очень ждал – ходил смотреть в окно соседней палаты. Разве не видна во всем этом милость Божия и забота о спасении души?

Умирала 59-летняя медсестра. У нее совершенно отсутствовал интерес к жизни – растительное существование – поили, кормили, перестилали –все это без внешней реакции на что-либо. однажды в ее палате я показывала больным иконы Божией Матери и говорила о Ней. В самый последний момент я решилась подойти к этой женщине, не надеясь на реакцию ответа. Но я ошибалась- показ иконы и был ключом к ее сознанию и душе: я никогда не забуду той живости реакции, с которой она ухватилась за икону, поднесла ее к устам и минут 15 держала икону, не отрывая от нее взгляда. Это событие в ее жизни стало пусковым моментом последующего общения. Она стала улыбаться, отвечать глазами или кивком головы на вопросы. икону ей оставили. Но, конечно, наибольшее потрясение испытали мы все в день ее Причастия: она смогла перекреститься парализованной рукой и смогла отвечать священнику «да» и «нет». После Таинства речь и движение руки были снова утрачены. Вот другой пример Божией милости, больная тихо ушла из жизни. Такая же реакция на показ иконы Божией Матери была у 60-летней больной с нарушением речи: вначале ко всему безучастная, она среагировала на показ иконы, просияв глазами, и до конца жизни не расставалась с иконой. Мы так и прозвали ее «солнышком». Были на отделении две старушки – 90 и 102х лет. С ними контакт был вначале не возможен, так как ничто в окружающем мире им не было интересно. Это было «растительное» существование. Только показ икон, прочитанная вслух молитва смогли включить их сознание, только на этом уровне было возможно общение. Медсестры потом рассказывали, что одна из них все время гладила икону Божией Матери, которая висела у ее кровати, и все с Нею общалась. Все сказанное – свидетельство того, что, что даже у близкого к физической смерти человека, остается живая, трепетная душа, которая чувствует Бога.

Телесная оболочка почти отмерла, а душа жива и готовится к встрече с Богом. Как же тяжко будет » не готовой душе» встретиться с Богом, как тяжко будет предстать в греховных, непросветленных одеждах. Господь Всевидец, Ему ничего не надо говорить, Он и так о нас все знает. Но как стыдно будет предстать пред Ним с «неумытой душей», без «брачных риз». Даже страшно представить. Еще живы воспоминания прошедшего Великого поста и последовавшая за великопостными трудами Пасхально Радость: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Но нам дано свидетельство и нашего ВОСКРЕСЕНИЯ. Ещё недавно мы взывали со святой церковью:» Душе моя, душе моя, восстании, что спиши?»  Но проснулись ли наши души для жизни вечной, все ли мы поняли? Подготовиться к непостыдной встрече с Господом, ожидающей нас, можно только путем покаяния, осознания всей мерзости соделанных грехов. Одна только «баня» для души – исповедь и покаяние, потому что, отойдя от крестильной купели, человек сразу начинает разрушать храм

своей души, приобретая к исходу из жизни по грехам своим болезни и немощи. Чтобы готовиться к ко встрече с Господом иметь страх Божий и память смертную. Имеем ли страх? Помним ли о смерти, которая неизбежна? Каждый вечер просим в молитве: «Господи, даждь ми слезы и память смертную? А осознаем ли о чем просим?  Святые отцы говорят, что, что знание человеком «памяти смертной» очень нелюбо бесам: имеющий память смертную избегает грешить пред Богом.

Враг же прилагает всякие усилия, чтобы лишить человека памяти смертной, чтобы стал тот человек добычей их после смерти. «Бойся Бога и заповеди его соблюдай, потому что в этом все для человека: ибо за каждое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно или худо» (Екклесиаст, 11,9,12,13).

Вот если бы каждому помнить об этом «веселись –отвечать придется»… Но не слышим этих слов, не понимаем глубины смысла. Не боимся ответа за гробом.

г. Мурманск                                         р.Б Елизавета

(1825)

Комментирование запрещено